Деревянная лестница для гаража своими руками

Проведение техобслуживания или мелкого ремонта автомобиля многие стараются делать сами. Чтобы не лежать под машиной на спине, необходима смотровая яма в гараже.

Виды лестниц: материалы и расчеты

Лестницы делятся на два вида: приставная и монолитная. Первая является простым и экономичным решением. Монолитная конструкция – более прочный и долговечный вариант, но имеет сложный процесс монтажа и довольно затратная в финансовом плане. Есть только три варианта, из которых можно сделать лестницу в погреб, а именно:

  1. Дерево. Конструкция из дерева дешевая и простая в построении, но из-за специфических условий погребов ее нужно тщательно обработать специальными средствами для защиты от паразитов, гниения и мха. Особенно если это лестница в подвал гаража, где, как правило, большая сырость.
  2. Металл. Более прочный вариант, чем древесина, но и более дорогостоящий. Перед монтажом нужно проводить осмотр и устранять все малейшие следы ржавчины, после покрыть краской (эмалью) в несколько слоев. Часто используется для подвала в гараже.
  3. Бетон. По затратам времени и денег такой вариант на первом месте из-за сложностей монолитной конструкции и обширном количестве материалов. Такой вариант самый безопасный и удобный. Несмотря на то что бетон сам по себе довольно крепкий материал, в этом случае все равно придется подумать о защите поверхности. Обычно ступеньки покрывают несколькими слоями краски.

После определения будущего вида и материала следует приступить к расчетам. Для этого нужно учитывать ряд параметров для лестницы:

  1. Ширина. Минимальная ширина должна быть 70 см. Но данный параметр зависит от размеров самого подвала. Просвет. Это расстояние от потолка до пола погреба. Он должен быть достаточным, чтобы при спуске и подъеме не ударится об люк головой. При постройке погреба его высота должна быть не меньше 1,9 м.
  2. Уклон. Уклон для установки таких лестниц варьируется от 22 до 75 градусов. Монолитные устанавливаются максимум на 45 градусах, крутые уклоны допускаются только для приставных.
  3. Ширина ступени должна быть не больше 30 см. Высота ступеней обычно от 15 до 20 см. Количество ступеней. Рассчитывается посредством деления длины лестницы на высоту ступенек. Если число выходит неровным, то нижнюю или верхнюю ступень делают выше.

Рытье смотровой ямы

Создать трудности при рытье ямы может наличие высокого уровня подземных вод. Это создает необходимость обеспечения доступа к тыльным сторонам стен ямы для выполнения гидроизоляционных работ. Оптимально начинать строить смотровую яму для гаража одновременно с заливкой фундамента. Но если момент упущен, сделать это возможно в любое другое время. Только затем, устраивая гидроизоляцию, потребуется демонтировать значительную часть пола.

Рассмотрим вариант строительства смотровой ямы в гараже, имеющей двухслойную обкладку стен с промежуточным слоем гидроизоляции.

Гидроизоляция смотровой ямы

В случае установки межслойной гидроизоляции в полу предполагается вырезка профиля ямы с запасом по 5 см со всех сторон. Впоследствии необходимо расширить яму так, чтобы сохранить целостность твердого покрытия.

В итоге по периметру ямы твердый пол должен представлять собой что-то вроде козырька.

Углублять яму рекомендуется на ширину 25 см. В случае, если в гараже пол кирпичный или выложен из плитки, то, конечно, делать подобный козырек не стоит, легче разобрать кладку, а если на полу асфальт ли бетонная стяжка, то лучше не нарушать его целостность.

Для готовой ямы шириной в 80 см требуется вырыть котлован шириной в 125 см. Длину определяют индивидуально в зависимости от габаритов машины и еще 150 см для захода, а высота должна быть минимум на 30 см больше роста владельца авто. При наличии небольшого гаража длину ямы можно уменьшить за счет Г-образной формы, при которой вход расположен сбоку.

Общие рекомендации по устройству лестниц

Вопрос: « ?», волнует тех людей, которые осуществляют строительство дома без проекта. Его наличие избавляет хозяина от подобных терзаний, так как в проекте, на планах каждого этажа отмечены места расположения лестниц, и при устройстве перекрытия, в них сразу же предусматриваются соответствующие проёмы.

Однако даже при наличии проекта случаются непредвиденные ситуации. Например: в результате ошибки вход в цокольный этаж с лестницей вообще не предусмотрен, либо он оказался не в том месте, где ему положено быть. В результате, приходится делать проём в уже готовом перекрытии.

Проём для лестницы

Если перекрытие имеет балочную конструкцию, всё гораздо проще. Тут главное, чтобы по периметру отверстия были установлены дополнительные балки. В случае с монолитными или сборными железобетонными перекрытиями, для устройства проёмов прибегают к услугам алмазной резки.

Усиление проёма в бетонном перекрытии Балочное перекрытие: лестница на цокольный этаж своими руками

Читайте также:  Виды лестниц на второй этаж, их конструкции и материалы изготовления

 Итак:

  • Резка проёма осуществляется только после его усиления стальным уголком, либо возведения опорных стенок. Желательно, чтобы проем под лестницу располагался вдоль несущей стены.
  • В таком случае и усиливать проём можно по минимуму, и появляется возможность установить не неудобную винтовую, а маршевую, или, допустим, больцевую лестницу, которая в силу своей конструкции крепится только к стене.
  • В цокольном этаже, перекрытом потолочными балками, именно их расположение является ориентиром для размещения проёма для лестницы. А вообще, прежде чем делать проём, нужно рассчитать его размеры, а ещё лучше, заказать проект лестницы в цокольный этаж.

Чертёж с ориентировочными размерами маршевой лестницы

Обратите внимание! Лестница с цокольного этажа в дом, как никакая другая, требует точного соблюдения строительных норм, ведь за неимением окон или отдельного выхода, это ещё и единственный путь эвакуации из помещения на случай пожара.

Лестница цокольного этажа, устанавливаемая в стеснённых условиях

Однако заметим, что она хоть и смотрится красиво, но в эксплуатации неудобна и небезопасна. Такой вариант хорош только при объединении квартир в двух уровнях, не позволяющих сделать в перекрытии большой проём.

В подвальном этаже можно предусмотреть и более удобную лестницу, для чего нужен проём размером минимум 2м*3м. Он может быть и больше – но это уже зависит от типа лестницы и габаритов дома.

Размеры лестниц

В идеале, ширина лестницы не должна быть меньше 80 см, а ещё лучше – 1 м, ведь вам придётся не только по ней ходить, но и носить мебель.

Итак:

  • Для лестничных маршей, максимальный уклон должен составлять 42 градуса.
  • Чтобы на ступени было удобно ступать ногой, их ширина должна составлять не менее 250 мм.
  • Увеличить глубину проступи можно за счёт края накладной деревянной или керамической ступени, носок которой выступает за вертикальную плоскость подступенка.
  • Если же лестница, допустим, металлическая, со стеклянными ступенями, то такой возможности уже не будет.

Увеличение глубины проступи за счёт выступа

Обратите внимание! Высота подступенков определяется расчётом, и оптимально это 15-20 мм. Важно, чтобы высота каждой ступени была одинаковой, с погрешностью не более 3 мм. Общая высота пролёта составляет расстояние между отметками чистого пола верхнего и нижнего помещений.

Расчёт делают так:

  • Допустим, высота лестницы для цокольного этажа составляет 295 см, и вы хотите сделать ступени высотой 16 см.
  • Разделив 295 на 16, определяете количество ступеней — получается 18,44. Так как это число дробное, его следует увеличить до целого -19.
  • Нечётное количество ступеней считается наиболее удобным, так как при этом человек и на первую, и на последнюю ступень встаёт одной и той же ногой.
  • Затем нужно скорректировать высоту ступеней, разделив 295 теперь уже на 19. В итоге получаете окончательную высоту ступени 15,5 см.

Данный расчёт применяется для маршевых лестниц. Если же она, как на приведённом ниже примере, имеет забежные ступени, произвести правильный расчёт самостоятельно достаточно сложно.

Ведь в поворотных лестницах во внимание должны приниматься и радиус закругления, и угол поворота, и длина средней линии, проходящей по прямым сегментам.

Забежная лестница из монолитного бетона

Так что, лестница цокольного этажа, имеющая сложную конфигурацию: как её расчёт, так и монтаж, должна быть выполнена профессионалами. Наилучший выбор для самостоятельной работы – это обычная одномаршевая лестница из дерева. Вот на её устройстве мы и остановимся более подробно, а так же представим для наглядности видео в этой статье.

Особенности обустройства смотровой ямы

Основным нюансом «возведения» смотровой ямы является нахождение уровня грунтовых вод. Существует определенный стандарт, согласно которому он не должен пролегать на отметке в 2,5 метра от уровня почвы. Когда грунтовые воды располагается именно в этих пределах, смотровую яму делать нельзя. Никакие меры предосторожности не смогут защитить автомобиль от образуемой и скапливаемой на дне сооружения влаги. Альтернативным вариантом смотровой яме в такой ситуации становится эстакадная конструкция, которую располагают неподалеку от гаража, то есть на улице. Это касается и индивидуальных гаражей, и предприятий, на которых занимаются техническим и сервисным обслуживанием транспортных средств. Иначе коррозийные процессы станут неизбежными, что является недопустимым.

Как сделать смотровую яму в гараже

После того как вы определились с размерами и тем, из какого материала будете делать стенки, какой они будут толщины, можно приступать к разметке котлована. Это можно сделать при помощи колышков,вбитых по периметру. Второй вариант — между кольями, вбитыми по углам, натянуть бечевку/веревку. По разметке начинаем копать котлован. Землю обычно выносят и временно складируют возле ворот.

Из кирпича: пошаговый фотоотчет

Попутно с земляными работами отслеживайте влажность грунта. Если вы достигла проектной глубины (необходимая + толщина стяжки пола), а влаги так и нет, можно обойтись и без гидроизоляции. Тем, кто не хочет рисковать, можно посоветовать сразу стелить пленку.

Ровняем стенки. Идеальной геометрии добиваться не надо, но заметных горбов и ям быть не должно. Дно котлована тоже выравниваем, трамбуем, хорошо уплотняя грунт. Используют обычно ручную трамбовку. На дно насыпают слой щебня (два раза по 5 см), каждый слой тоже тщательно трамбуют. Далее идет слой песка. Его достаточно 5 см. Песок смачивают, трамбуют до высокой плотности — чтобы нога не отпечатывалась. Далее настилаем гидроизоляционную пленку.

Читайте также:  Испытание наружных пожарных лестниц и ограждений

Ее хорошо разравниваем, заправляя в углы. Полотнища укладываем с перехлестом в 15 см, которые проклеиваем двусторонним скотчем. Чтобы края не скатывались, прижимаем подручными материалами — досками, камнями.

На дно укладываем слой утеплителя, на него — армирующую сетку из проволоки. Все это заливаем бетоном марки М 200. Толщина слоя — не менее 5 см. Чтобы при укладке проще было ориентироваться, на пленке делаем отметки, по которым можно контролировать толщину слоя.

Если использовать портландцемент М 400, пропорции будут следующие — цемента 1 часть, песка — 3, щебня средней и мелкой фракции — 5 частей.

Ждем несколько дней, пока бетон не наберет 50% прочности. Точный срок зависит от температуры. Если она в районе +20°C, ждать придется дней 5-6. Если +17°C это уже две недели.

Приступаем к выкладке стенок. Решено делать в полкирпича. Использовали кирпич б/у, пошло порядка 850 штук (размер ямы 4,2*0,8*1,7 м). До уровня локтя выкладывали стенки по кругу.

На уровне 1,2 метра от пола решено сделать нишу для инструмента. Высота ее в 3 ряда кирпича, верх перекрыт обработанной доской.

Чтобы не пришлось выкладывать нишу из кирпича, вставлен вкладыш из металла. Сварен короб, подходящий по размерам.

Далее стенки выгонялись почти в уровень с полом гаража. Часть стен была заменена двумя отрезками швеллеров. В низ при необходимости упираются домкраты. На верхний ряд укладывается металлический уголок с полкой 50 мм, толщина стали 5 мм.

Уголок разворачивается так, чтобы одна его полка была свешены вниз, вторая закрывала часть верхней поверхности кирпича. Чтобы при нагрузке стенка не обрушилась, к этому уголку приваривают закладные, которые затем связываются с армирующим поясом бетонного пола в гараже.

Далее проведены подготовительные работы по устройству бетонного пола и он залит бетоном.

Особенности изготовления стенок из бетона

При отливке бетонных стенок необходимо изготовить опалубку. Проще ее делать из листового материала — строительной влагостойкой фанеры толщиной от 16 мм, ОСП. Сбивают щиты необходимого размера, укрепляют брусками по наружной стороне. Они необходимы, чтобы под давлением бетона фанера или ОСП не выгибались. Сначала ставят наружные части опалубки. Если стенки котлована ровные, проблем не возникнет. Их просто прислоняете, ставите ровно.

Затем выставляется внутренние щиты опалубки. Между ними должно быть расстояние не меньше 15 см. Чтобы в процессе заливки стенки не деформировались, между ними ставят распорки.

Заливку желательно проводить за один раз. Залитые порции надо обязательно штыковать или обрабатывать погружным вибратором для бетона. Снимают опалубку через два-три дня. После можно установить уголок с приваренными закладными прутами (полосами) и приступать к заливке пола.

Лестница своими руками

Определенная часть домашних умельцев сталкиваются с вопросом «как сделать подвальную лестницу в гараже»?

Технически, изготовление подвальной лестницы в гараже своими руками — не такая уж сложна задача. Для изготовления изделия потребуются доски определённых размеров (толщина — не менее 40 мм; ширина — 150-200 мм). Длина досок выбирается исходя из заданной длины лестницы. Для надёжности сборки всех элементов целесообразно использовать саморезы по дереву (длина — 800 мм; диаметр — 6 мм).

Важно! Для боковых несущих элементов и ступеней стараться выбирать материал без сучков и трещин. При наличии подобных, дефектов, со временем, снижается прочность готового изделия. Тем самым, возрастает опасность получения травмы из-за плохого качества досок.

Планирование работы

Лучше всего делать яму еще до постройки гаража. Место при этом вокруг свободно, есть доступ к площадке. Можно даже пригнать технику, чтобы выкопать котлован, это очень сильно облегчит и ускорит рабочий процесс. Нужно учесть несколько важных нюансов:

Ленточный фундамент своими руками: инструкция для начинающих с фотоЛенточный фундамент для дома – бетонная полоса определенного размера, уложенная в установленные углубления под…

  1. Уровень залегания грунтовых вод. Если они залегают близко к поверхности, это существенно усложнит процесс. Во-первых, придется делать очень надежную гидроизоляцию, чтобы не допустить подтопления. Во-вторых, выбрать период, когда грунтовые воды имеют минимальный уровень, тогда можно выкопать яму без риска обрушения стенок.
  2. Ширина смотровой ямы. По ГОСТ стандарт составляет 800-850 мм, это подходит для всех автомобилей, в том числе и компактных. Лучше не делать размер под конкретную модель, так как потом, когда будет другая, может оказаться, что у нее другие габариты, и она не может заехать на яму. А так можно будет чинить и легковую машину, и грузовик.
  3. Длина. Тут нет жестких требований, если исходить из нормативов, то она должна быть на метр длиннее машины, чтобы оставался вход. Минимальный размер равен метру, меньше делать уже нельзя, так как будет мало пространства. Можно сделать и намного длиннее машины, иногда на одной яме становятся два транспортных средства.
  4. Глубина. Удобнее всего работать, если над головой стоящего во весь рост человека остается еще 15 см пространства. Тогда не нужно очень высоко поднимать руки и нет риска постоянно ударяться головой о днище и выступающие элементы. Если яма делается под нескольких человек, нужно выбрать средний показатель роста.
Читайте также:  (+129 фото) Крыльцо своими руками 129 фото лучших идей оформления

После определения размера смотровой ямы для гаража нужно делать проект. Это несложно, зато существенно упрощает дальнейшую работу, так как на руках будут точные размеры:

Учитывать толщину используемых материалов. Если ширина ямы 800 мм, к ней добавляется толщина стенок и зазор под гидроизоляцию, если стенки снаружи будут дополнительно изолировать глиной. То же самое и с глубиной

Нужно учесть, что на дно насыпается подушка, по ней заливается стяжка, важно рассчитать толщину слоев и добавить все это к планируемому показателю. Продумать конструкцию лестницы

Она должна быть простой и безопасной. Чаще всего используют деревянные или металлические конструкции. Можно залить лестницу из бетона, но она займет полметра пространства, что чаще всего недопустимо в ямах небольшого размера. Еще один вариант – деревянная конструкция с выдвижными ящиками в ступеньках, там можно хранить инструмент. Сделать точный эскиз со всеми параметрами. Не забыть про толщину стяжки на полу в гараже, если она еще не залита. Гаражный пол толстый, и может оказаться, что яма слишком глубокая. Придется делать деревянные щиты из реек и класть на пол, чтобы поднять уровень и обеспечить удобство ремонтных работ. Можно сделать ниши в стенках ямы. В них удобно класть инструмент при работе, но при этом стенки получаются заметно толще. Иногда под полом гаража делают полноценный погреб, но в этом случае конструкция больше похожа на подвал и под нее нужно копать котлован.

Важно!Делать чертеж нужно как можно подробнее. Тогда будет намного проще провести расчеты нужных для работы материалов.. Если нет опыта в строительстве, лучше посмотреть у соседа по гаражу или знакомого уже готовый вариант

Руководство по устройству ямы в гараже

В этой части статьи мы расскажем о том, как построить яму своими руками, а точнее, о последовательности работ. «Короб» предлагается выполнить кладкой в полкирпича с ж/б армопоясом. Это будет вариант с максимальным усилением.

1. Изъять грунт. Размеры ямы: длина — исходя из возможностей гаража; ширина — внутренний размер (700 мм) плюс один кирпич 200 мм. Итого 1100 мм. В мини-траншею под фундамент стен уложить гидроизоляцию и забетонировать. Из крайней кромки фундамента выпустить арматуру для связки с армопоясом.

Руководство по устройству ямы в гараже

2. Выстелить яму гидроизоляцией. Несколько слоёв полиэтилена, либо специальная плёнка. Идеальный вариант — ПВХ мембрана . Она легко спаивается феном и создаёт объёмные углы.

3. Навязать к выпускам арматуры вертикальные и горизонтальные стержни Ø 10-14 мм так, чтобы получилась сетка с ячейкой примерно 150х150. Это должен быть жёсткий однослойный пространственный каркас, расположенный в пазухе 100 мм между кладкой и грунтом, покрытым гидроизоляцией.

4. Кладку стен можно поднять на 3-4 ряда, обязательно связывая кладочной сеткой, и забетонировать плиту пола. Можно вывести кладку до конца, попутно выкладывая ниши, а потом забетонировать пол.

Руководство по устройству ямы в гараже

5. По мере продвижения кладки пазуху можно бетонировать каждые 500-700 мм.

6. После высыхания раствора и бетона можно установить силовой контур. Он варится из уголка и устанавливается по верху кладки. К уголкам приварить выпуски арматуры или закладные детали.

7. Затем к закладным деталям увязать сетку стяжки и забетонировать пол гаража.

Руководство по устройству ямы в гараже

8. Конструкции следует обеспечить вентиляцию в течение 21 дня.

С уверенностью можно сказать, что яма, построенная по такой технологии, выдержит любые пучения грунта, не протечёт и не отсыреет.

Руководство по устройству ямы в гараже

Утепление смотровой ямы в гараже

Если вы много времени проводите в гараже, то и отопление у вас, скорее всего будет. Чтобы прогревалось все быстрее, имеет смысл яму утеплить. Лучше всего для этих целей подойдет ЭППС (экструдированный пенополистирол). Он выдерживает значительные нагрузки, не боится сырости, не гниет, на нем не размножаются грибки и бактерии.

Толщина ЭППС для создания ощутимого эффекта — от 50 мм. Закладывают его между грунтом и стенкой ямы. Тогда снаружи-внутрь яма будет выглядеть так:

  • гидроизоляционная пленка;
  • ЭППС;
  • стенка.

Это — экструдированный пенополистирол ЭППС

Пенополистирол можно закладывать и под стяжку на дне смотровой ямы. Поверх него обычно укладывают армирующую сетку, а затем заливают бетон.

Выбор конструкции лестницы

При обустройстве спуска в погреб из гаражного помещения нужно учесть предполагаемые нагрузки и пропускную способность. Лестницы могут быть следующих видов:

Прямолинейная одномаршевая

Самый простой вариант обустройства конструкции, который невозможен при небольшой высоте погреба. Дополнительно к лестнице может быть сделана небольшая площадка.

Двухмаршевая с площадкой

При таком устройстве удастся выдержать необходимый по стандартам уклон марша, что даст возможность отдохнуть при переносе тяжелых и негабаритных грузов.

Винтовая

Наиболее компактный вариант обустройства лестницы, но недостаточно комфортный для использования владельцем. При таком спуске невозможно переносить крупногабаритные и тяжелые предметы.